Как построить крыльцо из бетона, кирпича или дерева

Бетонное крыльцо – это основательная постройка требующая основательного подхода. В данной статье мы пошагово разберем цикл работ связанных с постройкой крыльца из бетона своими руками или просто лестницы в дом, говоря о строительстве крыльца бетонная конструкция будет иметь более надежную структуру нежели крыльцо из кирпича, так как это будет единая монолитная система.

Общие рекомендации при строительстве лестницы

Габариты крыльца и лестницы могут быть любыми в зависимости от пожеланий владельца загородной недвижимости. Тем не менее, стоит учесть параметры, которые считаются наиболее оптимальными для построек такого типа:

  • Лестничный марш должен быть с уклоном примерно 26-45 градусов. Лестницу можно сделать более пологой, а вот увеличивать угол наклона не стоит, с такой лестницы легко упасть.
  • Высота ступеней не должна быть более 180 мм. Если увеличить это значение, то при прохождении по ступеням придется выше поднимать ногу, что не очень удобно.
  • Ширина проступи не должна быть менее 28 см. То есть на ступеньку должна помещаться вся нога.
  • Для одного человека достаточно ступеней шириной 90 см. Однако если речь идет о большом доме, то этот параметр увеличивается, так как узкая лестница не будет смотреться гармонично.
  • От края ступенек до дверного проема должно быть не менее 120 см.

Преимущества бетонных ступеней

Дерево дешевое, сталь легкая, но когда заходит речь о надежности и долговечности у железобетона не остается конкурентов. Расчетный срок службы ЖБИ стартует от 50 лет, но это в теории, а на практики же образцы искусственного камня переживают эпохи, и пришли к нам со времен Римской империи и Египетских фараонов. А потому, если все сделать правильно, то бетонное крыльцо послужит не только вам, но и вашим внукам.

Но это образное утверждение. А среди тех преимуществ, которые выделяют профессионалы, отметим:

Преимущества бетонных ступеней
  1. Жесткость. Крыльцо из бетона, не шатается и не скрипит.
  2. Пожаробезопасность. Бетонный камень невозможно поджечь.
  3. Конструкционная гибкость. Монолит повторит любую форму, лишь бы смогли ее задать опалубкой.
  4. Прочность. Прочность бетонной лестницы зависит только от фундамента. Бытовой нагрузки она не боится.
  5. И все ту же долговечность, о которой мы говорили.

Список небольшой, но в нем нет ничего лишнего. Каждый из озвученных пунктов критичен.

Виды бетонных ступеней

Преимущества бетонных ступеней

Мы выяснили, что ЖБИ лестница для крыльца — это хорошо. Вопрос за малым. Где же ее взять и какая она бывает. Ведь недостаточно видеть цель, необходимо иметь средства для ее достижения или хотя бы знать об их существовании.

Так вот, существует всего 3 вида железобетонных ступеней для крыльца. Это:

  1. Штучные наборные ступени.
  2. Готовые лестничные марши.
  3. И тумбовые лестницы из бетона.
Преимущества бетонных ступеней

Первые две группы из списка — это покупные изделия, которые изрядно опустошат ваш кошелек, так как не отличаются скоромной ценой и малым весом. А в некоторых случаях потребуют привлечение спецтехники. Что также  дорого.

Второй особенностью заводских изделий является их скромный художественный потенциал, а ведь крыльцо — это украшение дома, его изюминка. Как итог, застройщики предпочитают залить ступени самостоятельно, чем вкладываться в заводской продукт.

Вот и мы, поверим практикам и попробуем изготовить бетонные тумбовые ступени самостоятельно.

Преимущества бетонных ступеней

Пошаговая технология постройки бетонного крыльца

Шаг 1

Для начала будем делать каркас – каркас это опалубка, которая послужит нам прекрасной опорой для нашего бетона именно сюда мы его будем заливать. Итак каркас необходимо делать из прочных досок, которые не будут поддаваться деформации крепить каркас можно обычными гвоздями или саморезами причем второй вариант будет более удобным для последующей разборки опалубки.

Читайте также:  Как правильно варить арматуру ванным способом

Каркас можно делать армированный или простой, разница в том для каких целей вы будете использовать крыльцо и какие нагрузки будут к нему подвергаться отметим , конечно предугадать сразу бывает весьма тяжело, поэтому мы рассмотрим 2 вида каркаса.

Образец крыльца с арматурой – для больших нагрузокКаркас для бетонного крыльца с арматурой вид сбоку

Но мы будем делать обычный каркас для крыльца – это позволит сэкономить на сварочных работах, кроме этого такое крыльцо можно будет сделать буквально за несколько часов итак смотрим наш каркас.

Обычный каркас для заливки бетона

На края ступеней крепим специальную ткань – это фактуристая ткань, которая поможет в дальнейшем, когда мы будем снимать опалубку она предотвратит прилипание бетона к доскам, кроме этого вы можете выбрать ткань с узором – это позволит не декорировать крыльцо в дальнейшем, т.к на нем будет уже красивый узор. Итак крепим специальную ткань на края.

Обшиваем края опалубки специальной тканью

Шаг 2

Следующим этапом будет заливка бетона в опалубку. Процесс приготовления бетона обычно различается и мы думаем с этим вы определитесь сами, но все же советуем вам заливать бетон марки М200 – это позволит в будущем не беспокоиться за надежность конструкции.

Процесс заливки бетона в опалубку

Бетон заливаем и разравниваем с помощью обыкновенной лопаты. Во время заливки бетона доски могут дать -“слабину” и начать деформироваться под воздействием веса, поэтому мы советуем вам укрепить их с помощью горизонтальных распорок, которые можно прибить сверху с помощью гвоздей.

Укрепляем опалубку с помощью горизонтальных досок

Шаг 3

На третьем этапе, когда бетонная смесь уже начинает застывать  (около 2-3 часов) начинаем простукивать бетон с помощью обычного молотка или вибратора – это позволит нам без труда отделить опалубку от конструкции.

Пройдемся вибратором

Далее мы выравниваем поверхности ступеней и начинаем снимать опалубку в этом деле главное не торопиться.

Снимаем опалубку

После снятия опалубки нужно снова немного прошлифовать поверхность ступеней, а затем в промежутках с помощью обычного мастерка или горизонтальной линейки сделать продольный линии вдоль нашего крыльца, это создаст вид законченной конструкции, которая будет радовать глаз.

Наше крыльцо готово

Наше крыльцо готово, количество ступеней зависит от структуры каркаса. Далее крыльцо можно отделать с помощью камня или кафельной плитки.

А, как вы делаете бетонное крыльцо ? подробности в комментарии.

Материалы и инструменты

Опалубка для лестницы чаще всего изготавливается из дерева и собирается в соответствии с заранее проведенными расчетами. Для изготовления потребуется обрезная доска толщиной 25-30 мм, стальная арматура диаметром 10-20 мм, брус 100х100 мм, водостойкая фанера толщиной 20 мм. Сборка опалубки для бетонной лестницы производится саморезами 55 мм.

Применение гвоздей не рекомендуется, поскольку это вызовет проблемы при разборке конструкции.

Качественная опалубка тщательно подгоняется, в ней не должно быть щелей и выемок, для чего потребуется такой инструмент:

  • шуруповерт с набором насадок или отвертки;
  • ножовка, электролобзик или электропила;
  • уровень;
  • молоток;
  • отвес.

Подготовительный этап

Если строительство ведется уже после возведения основного здания, важно тщательно подготовить и разровнять площадку. На территории не должно быть никакой растительности, в том числе, травы и кустарника. И то, и другое способно разрушить фундамент и через несколько лет использования бетонного крылечка. Важно удалить даже корни. Если удалить физическим способом невозможно, применяются химические средства, вытравливающие биологический материал полностью.

Если ранее размещалось другое крылечко, необходимо удалить все остовы, срезать металлические конструкции, разобрать кирпичи. В противном случае не удастся правильно рассчитать несущую конструкцию фундамента.

Для крыльца значительных размеров готовится фундамент. Котлован копается на глубину до полуметра. Если в дальнейшем предполагается размещение на площадке зоны отдыха, планируется совместить с верандой, котлован копается ниже глубины промерзания на 20-30 см. Уточнить параметр можно либо по специальным картам, либо в местном архитектурном управлении.

Читайте также:  Как правильно устанавливать винтовые сваи видео

Подготовка площадки

Когда строится новый дом и еще на этапе строительства выполняется единый ленточный фундамент, подготовка площадки заключается только в уборке строительного мусора. Но часто случается, что нужно заменить старое крыльцо, под которым нет фундамента, например, в дачном домике. Тогда выбранную для крыльца площадку очищают от мусора и старого крыльца, затем роют котлован под фундамент глубиной на 200– 300 мм ниже уровня промерзания грунта, то есть не менее 500 мм, шириной и длиной на 25 мм больше соответствующих размеров площадки. В фундаменте дома сверлят отверстия под арматуру, чтобы выполнить взаимное армирование.

Следующим этапом работ является устройство подложки. На грунт укладывается слой влажного песка толщиной около 150 мм, затем слоем в 200 мм засыпается и выравнивается щебень и трамбуется так, чтобы он утонул в песке, и опять слой песка около 100 мм. Опять все слои трамбуются и заливаются водой. После всех процедур пустоты в щебне будут заполнены песком. Такое основание защищает бетон от воздействия грунтовых вод.

На подложку укладывается рубероид или плотная пленка для гидроизоляции фундамента, которая защищает конструкцию от разрушающего воздействия поверхностных вод. Затем наступает черед армирующей сетки с ячейками 100×100 мм. И только потом заливается бетон, выравнивается и протыкается в нескольких местах прутком, чтобы вышел воздух.

Чтобы конструкция набрала первичную прочность, ее нужно оставить на несколько дней для застывания. Бетонный раствор для фундамента готовится в стандартных пропорциях: на одну часть цемента берется три части песка и пять частей щебня.

Изготовление опалубки из фанеры

Доски при желании меняются на прочную фанеру. Но придется немного больше поработать. Если горбыль просто распиливается на отрезки нужной длины, то на фанере сначала рисуются нужные детали, затем в дело идет пила или лобзик.

Фанера наиболее удобна для сооружения боковин, так как вместо соединения воедино разрозненных досок, можно вырезать единое полотно. Достаточно выбрать материал с влагостойкой пропиткой толщиной не менее 10-12 мм. Далее работа проводится так же, как и в случае с обычными пиломатериалами. Потребуются упоры, обработка машинным маслом.

Предварительная разбивка

Сооружение опалубки начинается с разбивки. Центр вычислений в данном случае совпадает с серединой входной группы. Около входа обозначается площадка размером 280х120 см. Для этого в почву вбиваются колья, между которыми натягивается веревка или шнур.

С обозначенной площадки нужно удалить растения и снять плодородный слой почвы. По периметру намеченного участка удаляется еще 20 см грунта. Подготовленный участок нужно застелить слоем гидроизоляции из рубероида. Поверх него устанавливают опалубку.

Перед входной дверью необходимо сформировать площадку. Глубиной она должна быть не менее 1 м. Требуемая ширина площадки составляет ширину дверного проема, к которой нужно прибавить минимум 15 см.

Этапы возведения

Когда чертеж готов и все расчеты выполнены, можно приступать к строительству. Оно имеет несколько условных этапов, закладка фундамента, монтаж опалубки, армирование, приготовление и заливка раствора, облицовка.

Крыльцо к деревянному дому.

Закладываем фундамент

Этапы возведения

Здесь есть несколько вариантов.

Надежнее всего конечно залить общую монолитную армированную плиту на всю квадратуру конструкции, но цена такого варианта будет достаточно солидной.

  • Чаще всего заливается ленточный фундамент по периметру, а внутреннее пространство заполняется песком или гравием. Глубина заложения должна быть на уровне глубины фундамента дома или ниже точки промерзания почвы на 150 мм.
  • В идеале железобетонное крыльцо лучше планировать еще перед тем, как залить фундамент дома, чтобы они составляли единое целое, тогда никакое морозное пучение крыльцу не страшно.
  • В местах с большим уровнем промерзания грунта можно смонтировать ленточно-столбчатый фундамент. В таком случае плита или лента закладывается на глубину 40 см, плюс в узловых точках делаются опорные бетонные столбы ниже промерзания грунта на 30 см.
Читайте также:  Винтовой фундамент своими руками. Личный опыт работы на практике

Монтаж опалубки

Простейшее армирование опалубки.

Этапы возведения
  • Традиционно опалубка может обустраиваться из листового железа или толстой фанеры, USB плит и деревянных досок. Цена железной опалубки «кусается», плюс она тяжелая. Поэтому чаще всего ее монтируют из древесных материалов.
  • Размер боковых листов подбирается с учетом погружения в грунт до отмостки. Они укрепляются ребрами жесткости и подпорками. Изнутри, после монтажа арматуры, устанавливаются и фиксируются между собой и к боковым листам планки ограничивающие подступенок.
  • Что касается арматурного каркаса, то его схему также стоит заранее прорисовать в эскизе. Вся конструкция армируется не менее чем 2 слоями арматуры с шагом в 100 – 200 мм. Оптимальное сечение прута здесь 12 мм. Конструкцию можно сварить, но зачастую быстрее ее связать обвязочной проволокой.
  • К монтажу опалубки следует отнестись серьезно, так как если вы зальете кривую конструкцию вам, для исправления дефектов уже понадобится резка железобетона алмазными кругами, а это дорого и трудоемко.

Присадка к бетону.

Заливка раствора

Железобетонное крыльцо не относится к объектам с повышенной нагрузкой, поэтому для него достаточно бетона марки М200. Если планируется облицовка керамогранитом или иным прочным материалом, то можно обойтись и маркой М100.

Но следует помнить, что чем ниже марка раствора, тем дольше он будет застывать.

Этапы возведения

Соотношение составляющих приведены в таблице ниже.

Соотношение составляющих в растворе.

  • Как правило, бетон готовится непосредственно на площадке, лучше использовать бетономешалку, вручную качественно вымешать тяжело. Для уплотнения бетона удобно использовать погружной электровибратор, который можно взять в аренду или штыковать прутами вручную.
  • Для увеличения пластичности бетона в народе советуют добавить гашеную известь и мыльный раствор или моющее средство. Но мы рекомендуем купить специальную присадку для бетона, она может на порядок улучшить все характеристики состава.
  • Опалубку рекомендуется снимать не ранее чем через 3 дня, но бетон набирает прочность в течение 27 суток. Причем на протяжении этого времени его нужно регулярно смачивать.

Погружной электровибратор.

Этапы возведения

На видео в этой статье вы можете найти для себя еще несколько полезных советов.

Несколько слов о привязке – делать или нет?

Ошибки при строительстве основания под крыльцо частного жилища приводят к серьезным последствиям, например, к появлению в стенках дома больших трещин. Чаще всего подобная проблема возникает в случаях, когда производится привязка крыльца к основному строению. Трещины в этом случае образуются из-за различной «свежести» используемого бетонного раствора, а также из-за неодинаковых показателей нагрузки на фундаменты дома и крыльца.

Строительство основания под крыльцо частного жилища

Понятно, что при таких условиях силы пучения влияют на указанные основания по-разному, что и приводит к подвижкам основной постройки относительно крыльца.

Несколько слов о привязке – делать или нет?

Если учитывать все сказанное, получается, что привязку выполнять не нужно. Но большинство строителей, тем не менее, всегда рекомендует сопрягать основания крыльца и дома. Считается, что привязка предотвращает вероятность образования щелей между входной группой и главной постройкой.

Как видим, однозначного ответа о необходимости привязки не существует. Мы рекомендуем вам перед заливкой основания под крыльцо обратиться за советом к специалисту. Он изучит тип почвы, оценит степень промерзания грунта зимой и вероятность весенних подтоплений, глубину залегания подземных вод. А затем на основании этих факторов предложит вам оптимальное решение. То есть даст ответ на вопрос о том, нужно ли делать привязку крыльца к дому.

Необходимые требования

Бетонное сооружение при прочих своих достоинствах имеет один существенный для частного строительства минус – большой вес.

Поэтому прежде чем решать, как сделать в доме лестницу из бетона, сначала нужно убедиться, что стена и пол выдержат такую нагрузку.

Стандартный марш длиной в 4 м и шириной марша в 1 м весит около 2,5 тонн. Опорой таково сооружения должны быть либо монолитный фундамент, либо железобетонная балка.

При монтаже в уже готовом здании может появиться еще одна сложность.

Если под покрытием размещен слой теплоизолятора, то под весом марша он продавится. Перед монтажом необходимо разобрать пол и удалить утеплитель.